Развитие моторики для взрослых

Posted by

Развитие и восстановление мелкой моторики



Развитие и восстановление мелкой моторики

"Нет неизлечимых заболеваний, есть недостаток знаний. "

Мелкая моторика — это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, в сочетании со зрительной системой, для выполнения мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Оглавление:

В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики, от примитивных жестов до очень мелких движений.

Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует со вниманием, мышлением, координацией, наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной). Да и разве сама по себе хорошо развитая рука приносит мало пользы? Ведь именно благодаря ей человек всю жизнь делает так много нужных вещей: пишет, рисует, застегивает пуговицы и завязывает шнурки, и, наконец, работает на том же компьютере, поэтому, от её развития напрямую зависит его качество жизни.

Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый "пинцетный захват" и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, требующих согласованных действий обеих рук.



Развитие мелкой моторики можно ускорить следующими способами:

  • Упражнения с мелкими предметами- пазлы, мозаика, бисер, бусины и т. п.
  • Массаж кистей и пальцев
  • Лепка

В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся совсем рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей двигательной проекции. Именно эти два, научно-подтвержденных факта, позволяют рассматривать кисть руки как "орган речи" наряду с артикуляционным аппаратом. Вот почему развитие движений пальцев рук просто необходимо для развития памяти, внимания, мышления и речи, что в своё время и доказал Российский физиолог В.М. Вехтерев. В своих трудах он доказал, что простые движения рук, так же способствуют снятию умственной усталости. Развитие мелкой моторики осуществляется в комплексе с массажем пальцев, тренировкой внимания, памяти, наблюдательности, логического мышления. Прежде всего, необходимо помнить, что развитие мелкой моторики взаимосвязано с тактильными ощущениями: чем больше разных материалов трогает человек (ребенок), тем чувствительнее подушечки пальцев. Уровень развития речи и навыков общения напрямую зависит от степени сформированности мелкой моторики рук. Развивать её необходимо в любом возрасте — как малышам, так и взрослым людям!

Китайские ученые, во II веке до новой эры, знали о влиянии действия рук на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и массаж пальцев гармонизирует тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Каждый палец руки имеет довольно обширное значение в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов.

Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция "схемы человеческого тела", а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны.

Массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный связан с желудком. Делая массаж среднего пальца, вы оказываете воздействие на кишечник, безымянного пальца — положительно влияете на работу печение и почек. Массируя мизинец, вы помогаете работе сердца. Массаж кистей рук оказывает, как положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект, так и стимулирует мыслительные функции и речь.



Конечно, в первую очередь, вышеперечисленное важно для развития малышей, но в век повальной гиподинамии и атрофии мозга, становится актуальным и для взрослых. Для которых даже самое обычное написание текста, особенно перьевыми приборами, чрезвычайно полезно. Стучание по клавиатуре компьютера подобного эффекта, к сожалению, не дает.

Упражнения на развитие мелкой моторики не только оказывают стимулирующее влияние на развитие речи, но и являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия ее с подчинёнными структурами. А так же памятью, мышлением, вниманием и наблюдательностью. Движения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов.

Все случаи речевых расстройств, когда человек с нормальными умственными способностями и нормальным слухом страдает угнетением речевой организации (не может правильно организовывать звуковую и/или смысловую структуру своей речи), называются нарушениями речи.

Главные причины, из-за которых развивается нарушение речи это:

  • травма при родах;
  • перенесенные телесные (соматические) заболевания, продолжительные по времени;
  • неблагоприятная речевая среда;
  • педагогическая запущенность;
  • нехватка внимания, дефицит любви и общения.

В тяжелых случаях речевых нарушений, человек не только не может ясно и четко говорить сам — он плохо воспринимает и усваивает чужую, звучащую речь, с трудом строит фразы и предложения, имеет ограниченный словарный запас.



Это касается как активного словаря (осмысленно употребляемые в речи слова), так и пассивного (слова речи других людей, воспринимаемые на слух). Если своевременно не принять должные меры к исправлению речи, у человека возникают серьезные проблемы общения и, как следствие — развитие всевозможных комплексов, препятствующих межличностному общению, раскрытию умственного и творческого потенциала.

Как правило, человек с нарушенной речью весьма критичен к своей патологии, но одна из главных опасностей, которую представляют речевые нарушения — это торможение интеллектуального развития, ведь речь является одним из главных интеллектуальных инструментов.

Нормализация развития интеллекта происходит по мере того, как устраняется речевая затрудненность и формируется нормальное словопроизношение. Поэтому стоит обратить особое внимание на массаж пальцев и упражнения по развитию и восстановлению мелкой моторики.

«Рука — вытекший наружу мозг!» (Кант)

Одним из самых высоких по эффективности воздействий на рече-двигательную проекцию в нашей голове является рукоделие: бисероплетение, вышивание бисером, просто вышивка, макраме и прочее.



И чем большего количества движений высокой точности от вас требуется — тем лучше. Это не только развивает память и мышление, но и снимает нервное напряжение.

Отдельно необходимо отметить лепку. И не важно, будет материалом глина, пластилин или тесто! Ни одна точка на наших ладонях, ни одна мышца руки не останется незадействованной!

Наиболее частым увлечением мужчин, так же развивающим моторику, является изготовление всевозможных моделей самолетов, танков, парусников, резьба по дереву, ювелирная работа. Взрослым такого рода игры нужны не меньше, чем детям. Так как для глубинного понимания самого себя и своего мироощущения, каждому взрослому необходимо, хоть иногда, возвращаться в детство!

Подробнее остановимся на способе восстановления и развития мелкой моторики и, как следствие, восстановления речи и общения в целом — Вышивании бисером.

Тактильное восприятие кончиками пальцев жёстких, мелких стеклярусов (бисера) в сочетании с необходимостью выполнить точное движение по прикреплению его к тканевой основе (канве), вызывает гиперстимуляцию двигательной проекции мозга. Одновременно концентрируя зрение на мелких деталях рисунка и на ярких цветах бисера, мы восстанавливаем ассоциативные связи с результатом собственной двигательной активности, что в свою очередь приводит к развитию мелкой моторики. Одним из важных способов контроля над течением процесса восстановления системы общения и способом усиления эффективности упражнений по восстановлению мелкой моторики, является вовлечение пациента в разговор или описание им результата действий, визуализации восприятия цветов и картины в целом, перехода к позитивному мировосприятию.



Начинать упражнения необходимо с небольших объектов, с несложной информативностью и не более чем пятью цветами бисера.

Желательно использовать для этого специализированные схемы или наборы с уже нанесённым на канву цветным схемо-рисунком. На этапе описания упражнения или постановки задачи необходимо объяснить, а затем и проконтролировать выполнение первичных правил вышивания:

  • бисер должен быть пришит ровно и одинаковым наклоном;
  • элемент основного рисунка, должен быть в центре вышивки и выделяется отделкой;
  • величина бисера должна быть одинакового размера;
  • полотно для вышивания должно натягиваться очень плотно, поэтому используются гобеленовые рамы или пяльцы;
  • нитки использовать синтетические и армированные, можно пользоваться леской;
  • цвет нити должен совпадать с цветом канвы;
  • по канве вышивка выполняется рядами;
  • длина нити на один ряд должна быть в 4-5 раз длиннее самой ширины вышивки;
  • число бисера в ряду должно равняться числу клеток в строке схемы.

По мере освоения техники вышивания и речевого описания, необходимо усложнять схемы для вышивания, подбирая варианты с большим числом используемых цветов бисера и нитки и их цветового предпочтения, увеличением размера и сложности композиции.

На этом этапе, необходимо вводить дополнительную мотивацию, посредством описания вышивания бисером как искусства, с глубокими историческими корнями. Вышивка бисером известна еще с глубокой древности. С давних времен, российские умелицы восхищали своим великолепным мастерством вышивания, сначала жемчугом, затем в середине 17 века — цветным стеклянным бисером. Стеклярусом украшалась одежда, вышивались картины с изображением различных пейзажей, церквей, икон и т. д. Элементы из бисера используют в отделке одежды, что придает ей оригинальный и нарядный вид.

Многие стили и в современной моде не обходятся без бижутерии из бисера. Современные рукодельницы не только с успехом украшают одежду, но и обувь, кошельки, чехлы мобильных телефонов и сумочки. Для многих женщин вышивание бисером стало любимым хобби. Огромную роль играет прекрасное расположение духа и развитая фантазия.

Этот вид творчества требует особых навыков, терпения, сноровки и аккуратности, которые постепенно осваиваются по мере продвижения по методике восстановления мелкой моторики и вербального общения.

Особое внимание необходимо уделить завершению каждого упражнения. На этапе незаконченного вышивания, это поощрительная беседа с подведением промежуточных результатов. А по завершении каждой из работ, это их оформление рамой или багетом и совместное определение её в некую галерею с экспонированием третьим лицам и проведением совместного обсуждения достоинств композиции.

Также, важным моментом, является повышение эргономики приспособлений для вышивания, по мере усложнения упражнения.

Подбор правильного размера пялец и стойки крепления, а также контейнеров для бисера очень значимо, поскольку это позволяет сфокусировать внимание на основном процессе и обеспечивает удобство, а, следовательно, и необходимую длительность выполнения упражнений.

Одним из основных критериев оценки успешности и завершённости выполнения методики можно считать устойчивое проявление у пациента положительного восприятия окружающего мира, включение его в свободное вербальное общение в референтной группе, отсутствие затруднений с визуализацией мысленных образов и их корректного описания.



Автор методического руководства:

В специализированных магазинах продаются разнообразные наборы для вышивания бисером. Новичкам рекомендуется приобрести такой набор. В нем находится все необходимое: бисер, канва, схема, и что самое главное — руководство по вышиванию.

Вышивание бисером превратит ваши часы досуга в увлекательное и полезное занятие. Это занятие для тех, кто хочет, вложив частицу своего тепла и искру творчества, создать работы, которые вдохнут в их дом уют, радость и красоту. Для тех, кто любит создавать неповторимые, уникальные изделия, кто ищет новые вдохновения, стремится освоить оригинальные идеи, незнакомые технические приемы.

Красочные украшения, созданные своими руками, подчеркнут Вашу индивидуальность. Вы можете создавать любые формы и виды аксессуаров, от простого браслета и затейливого колье, до торжественного галстука и изящного чехла для сотового телефона.

Источник: http://www.b17.ru/article/4607/



Интересный мир

Мелкая моторика пальцев рук у взрослых.

Здравствуйте, дорогие читатели! Наверняка вы все слышали про мелкую моторику пальцев рук, что всем деткам необходимо ее развивать. А зачем она нужна, для чего, как и кому ее нужно развивать, знает уже гораздо меньшее количество людей. Давайте попробуем разобраться и применить на практике наши новые знания.

Итак, за мелкую моторику пальцев рук у человека отвечает, так называемая моторная зона мозга, располагающаяся в пограничной области между височной и лобной долями головного мозга. А совсем рядом находятся центры, отвечающие за речь. И сформированность мелкой моторики пальцев рук напрямую связана с уровнем развития речи.

Упражнения для развития моторики вызывают активизацию этих участков мозга, что очень полезно для мозга – получать разнообразные сигналы. Однако развивать её необходимо в любом возрасте – не только малышам, но и взрослым людям!

Что поможет для развития моторики? Массаж пальцев и ладоней, пазлы, лепка, игра на гитаре и еще куча разных занятий, где требуется работа кистей рук и пальцев. Кстати, работа на компьютере, а точнее печата

нье на клавиатуре, тоже является упражнением на мелкую моторику пальцев рук, это тоже очень полезно. Причем слепая печать полезней вдвойне.



К своему стыду, я должна признаться, что сему методу я начала обучаться только на днях. Мне посоветовали для этого программу под названием VerseQ. Скачала, установила и начала печатать, закрыв клавиатуру, чтобы не подглядывать. Первый результат был очень печален. 12 знаков в минуту.

Программа запоминает, какие буквы даются с трудом и подсовывает их в самых разных сочетаниях. Результат, как говорится на лицо, скорость за час тренировки возросла до 92 знаков. Но останавливаться на достигнутом я не собираюсь. Ведь я хочу иметь молодой ум и твердую память, а не страдать маразмом. Поэтому ежедневно развиваю мелкую моторику пальцев рук, в том числе и с помощью программы VerseQ.

Источник: http://interesimir.ru/eto-interesno/melkaya-motorika-paltsev-ruk-u-vzroslyih

Моторика – зависимость движения и интеллекта, а также вечный двигатель молодости!

Движение – это жизнь! А правильно организованная работа общей и мелкой (кистей рук) моторики позволяют ощущать радость каждого движения, а значит и радость жизни.

Чтобы быть умным – надо работать руками, чтобы работать руками – надо работать головой.

Странная фраза на первый взгляд, говорит об очень тесной связи движения физического и работы головного мозга. И понимание этой связи дает хороший фундамент родителям для развития интеллектуальных способностей своего ребенка и серьезную защиту пожилому человеку от умственной деградации (и даже старения).



Моторика (лат. motus— движение) — двигательная активность организма или отдельных органов. Под моторикой понимают последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения какой-либо определённой задачи. Различают крупную и мелкую моторику, а также моторику определённых органов.

Без анализа моторных навыков психолог не может дать полную картину индивидуальных особенностей своего клиента, будь то ребенок или взрослый. Согласно международной классификации болезней (МКБ – 10), выделяют медицинский диагноз под маркировкой F82: «специфические расстройства моторной функции». Однако, бывают случаи, когда дисфункция координации незначительна и постановка данного диагноза не уместна. Но следует учитывать, что даже малейшее нарушение моторики негативно сказывается на обучении, интеллектуальных способностях, а часто эмоциональном и общем физическом состоянии.

Почему же моторика так важна в развитии человека как личности?

Дело в том, что движениями руководят структуры мозга. С рождения, когда ребенок совершает врожденные и автоматизированные движения, доминирует подкорковый уровень. Для более сложных и осознанных движений необходимо функционирование коркового уровня (слоя). Для того, чтобы запустить более сложно организованный корковый уровень, необходимо развивать более сложные и дифференцированные движения, прежде всего пальцев рук. Именно поэтому развитие ребенка первых 3х лет жизни тесно связано с играми на тренировку моторики. Сегодня в каждой семье у малыша есть развивающие игрушки. Но, многие родители жалуются на то, что дети с ними не играют. Чаще всего проблема в том, что родители не играют вместе с детьми и не показывают множество вариантов использования игр (если, конечно, речь идет о норме развития, когда ребенок направлен на взаимодействие со взрослым).

Практически любое нарушение или отклонение развития ребенка характеризуется специфическим признаком:

  • нарушение моторики;
  • неловкость, угловатость движений;
  • неправильное или неполное представление о схеме собственного тела (расположение и взаимоотношения частей тела);
  • незнание предлогов пространственного расположения объектов (например, ребенок пятого года жизни должен знать такие предлоги, как «позади — перед»);
  • недостаточность изобразительной деятельности (например, ребенок копирует рисунок с поворотом на 45-90°).

Остановлюсь на нормативах графических (моторных) навыков:


  • в 2 г. ребенок должен уметь копировать вертикальную линию («палочку»);
  • в 3 г. – копировать круг и плюс;
  • в 4 г. — копировать прямоугольник;
  • в 5 лет – квадрат, треугольник, крестик, рисовать опознаваемую фигуру человека.
Ситуация ухудшается, если присутствует апития психического развития. Не пугайтесь, это всего лишь термин левшества. Причем в этом случае, человек не обязательно должен писать левой рукой. Тем более, что до 7 лет нельзя с уверенностью определить ведущую руку. К атипии психического развития относится и семейное левшество.

А теперь, немного физиологии! Ведь куда понятней говорить о предмете, зная, где он располагается.

За координацию движений отвечают такие отделы и структуры головного мозга, как: мозжечок (1), белое/серое вещество (2), лобная кора (3), сенсорная зона (4), моторная зона (5). Собственно сенсомоторная зона опоясывает кору головного мозга от правого уха к левому в теменной области головы (прецентральная извилина). Часть, отвечающая за моторику, располагается ближе к лобной части, а сенсорная (чувствительная к свету, звуку, тактильным восприятиям) – примерно в 3-х см. от темени в сторону затылочной области. Обе зоны тесно взаимосвязаны и сообщаются сетью нейронов. Такая передача информации напоминает азбуку Морзе и имеет милливольтовый электрический заряд.

Обратите внимание, какую часть мозга (и головного и спинного) занимает сенсомоторная организация!

Пройдите следующий экспресс-тест, который покажет ваш уровень развития моторики, гармоничного и беспрепятственного сообщения нейронов более, чем половины отделов головного мозга и ярко продемонстрирует принцип взаимосвязи головного мозга и движений частей тела.

Дополнительный эффект теста : снятие эмоционального напряжения (во время стресса происходит микроскорический сдвиг между обоими полушариями головного мозга), развитие межполушарных связей, внимания и мышления.


  1. первая буква каждой строки проговаривается вслух, остальные – про себя.
  2. некоторые буквы всегда сопровождайте движениями: Л – левая рука поднимается в левую сторону, П – правая в правую, В – обе руки поднимаются вверх.

Примечание: выполнять задание нужно сначала в прямом, а затем в обратном порядке. Если совершили более 4-х ошибок, читайте дальше и знакомьтесь со способами повышения работоспособности мозга.

Каждый отдел мозга можно (и нужно!) развивать с помощью специальных физических упражнений. В связи с тем, что ведущую роль в развитии и действенном познании окружающего мира играет рука, то и большинство способов развития мозга – упражнения для рук.

Когда говорят о том, что «руки не слушаются», скорее всего недостаточна связь полушарий головного мозга. Взаимодействие и передача импульсов напоминает игру «глухой телефон». Наиболее прочна межполушарная связь в молодости, а наиболее уязвима до 10 и после 40 лет.

Как помочь себе оставаться молодым, умелым и ловким с помощью моторики?

  1. вязание;
  2. восточные единоборства;
  3. кинезиологические упражнения на развитие общей и мелкой моторики;
  4. одновременное использование двух рук (например, рисование обеими руками).

Стволовые отделы мозга (см. 2. серое/белое вещество) содержат в себе чувствительные пути, через эти каналы мы получаем/анализируем информацию из окружения: видим, чувствуем, слышим, ощущаем… Когда недостаточно функционирование именного этих отделов, то мы имеем неправильный рост зубов, дистонии (когда часть групп мышц находится в гипертонусе, а часть в гипотонусе), задержку в умении обобщать группы слов, обедненность/несформированность самостоятельной речь, переворачивание фигур при копировании и т.д. и т.п. Часто такими симптомами сопровождается ДЦП.

Активизации работы стволовых отделов способствует:



— прыжки на батуте;

Заикания, различные виды зависимостей, депрессии и тревожные состояния, поведенческие нарушения у подростков, невозможность сосредоточиться и нарушение работоспособности при шуме, недостаточность произвольности внимания – вот лишь некоторые признаки дисфункционального состояния правого полушария головного мозга. Кстати, именно в правом полушарии располагается отдел, отвечающий за юмор. Поэтому шутите, господа и дамы!

А вот ритмированию «расшатанного нервами» правого полушария способствуют:

Нужно ли иметь серьезные нарушения в физическом развитии (например, ДЦП, параличи, парезы), чтобы выполнять физические нагрузки на различные отделы мозга? Думаю, нет! Наше психическое тело проникает и растворяется в нашем физиологическом как сахар в воде!

Такие вещи, как трудности в обучении, чтении, письме, сосредоточенности, плохая память, нарушения речи и физическая неловкость — всего лишь осадок на дне стакана с водой и сахаром (смеси нашего психического и физического). И лучший способ от него избавиться – физические нагрузки!



На видео очень ярко видно, как проблема боли в шее решается размягчением стопы и как специалист находит истинную проблему боли. Если вам трудно слушать теоретическую выкладку (без мотивации) – начните смотреть с 6-й минуты! А затем вернитесь и послушайте все интервью.

Поделиться «Моторика – зависимость движения и интеллекта, а также вечный двигатель молодости!»

Источник: http://presentway.com/motorika-zavisimost-dvizheniya-i-intellekta-a-takzhe-vechnyj-dvigatel-molodosti/

Упражнения для развития мелкой моторики у взрослых

Моторика . Раннее развитие

Спасибо Шин!! Уже лепим! Взяли доску, пластилин и пульки для пистолета. Я леплю колобков разноцветных, дете их приклеивает на досточку, потом украшает пульками.Все это делается со всякими прибаутками. Еше купили болты — навинчиваем на них гайки — пыхтим. Но хочется еще и еще что-то такого, что развивало мелкую моторику. В бутылки горох кладем, гремим.В рамки вставлять не хочет. АУ.

Книги: учебная, детская лит-ра, педагогика, логопедия. СП: другие.

Организую закупку учебной литературы (30-40 тысяч наименований) — Психология, иностранные языки, экономика, право, компьютеры, бизнес, педагогика, энциклопедии, справочники. Есть немного художественной и детской. Ассортимент и цены можно посмотреть по ссылке (звездочки убираем) http://bo****ok.ru/b­ooks/tema/ На + и — внимание не обращаем, склад очень динамичный. Наша скидка — 15% от оптовой! СТУДЕНТАМ ПОДБИРАЕМ ЛИТЕРАТУРУ ПО СПИСКАМ! 🙂 Если книги нет в наличии, можно оставить на нее.



Вы открыли книгу, которая называется «Про Зайку». Эта книга для вашего малыша и о вашем малыше. Ребенок очень быстро примет Зайку — ведь и его самого часто называют «зайка, заинька мой». Рассматривая иллюстрации, отвечая на вопросы, малыш будет расширять знания об окружающем мире, развивать речь, память, образное мышление, научится эмоциональному сопереживанию героям книги. И, кроме того, получит первоначальные представления о смене времен года, поймет, что у каждого есть свой дом, свои родители, семья (а это очень важно для трехлетнего карапуза, который начинает осознавать свой социальный статус, свое место в обществе).

Яркие крупные картинки помогут вам в беседе с малышом. Специалисты отмечают, что иллюстрации с четкими понятными изображениями могут вызывать даже большую речевую и двигательную активность, чем реальные предметы.

Книга предназначена для чтения родителями детям от 1 до 3 лет.

На о*з*о*н*е 224 руб.

Уровень развития речи ребенка напрямую зависит от того, насколько развита его мелкая моторика, поэтому стимулировать речевое развитие детей путем тренировки пальцев рук очень важно и учитель-логопед должен уделять этому особое внимание. Данное пособие представляет собой практическое руководство для занятий с детьми 5—7 лет. Оно включает 40 упражнений для развития мелкой моторики (тонких движений пальцев рук) и 100 физкультминуток для развития общей моторики и речи детей. Физкультминутки, построенные по методике «Расскажи стихи руками», подобраны по темам, которые дети изучают на логопедических занятиях в течение всего учебного года.Преподавателю легко будет выбрать подходящую физкультминутку для ребят средней, старшей или подготовительной к школе группы. Пособие адресовано логопедам, воспитателям специализированных детских садов и групп, родителям.



Пособие создано на основе многолетнего опыта работы в логопедическом саду. В нем представлены все лексические темы, изучаемые в логопедическом дошкольном учреждении с детьми в возрасте 4-5 лет. Это пособие позволит логопедам спланировать занятия на весь учебный год, составить конспекты, сделать занятие интересным для детей, познакомить их со сказками о пальчиках, привлечь их внимание веселыми стихотворениями, разминками и играми. Книга адресована воспитателям, логопедам дошкольных учреждений и, конечно, заинтересованным, внимательным родителям.

Как воспитать здорового, любознательного, умного, гармонично развитого малыша? Очень просто: играйте вместе с ним, потому что для ребенка игра — серьезное занятие. В этой книге вы найдете описание более 100 лучших развивающих игр и упражнений, придуманных за последние 100 лет.

«Навигатор развития » помогает мамам гармонично развивать.

Первые 1000 дней – период наиболее активного роста и развития малыша, когда питание и обучающие занятия закладывают основу для его здорового будущего. В это время главная задача мамы – сделать правильный выбор и создать оптимальные условия для развития ребенка с первых дней жизни. Чтобы помочь ей на этом пути, эксперты клуба современных мам Nutriclub.ru запустили всероссийский образовательный проект «Навигатор развития». Зачастую мамы превращают раннее развитие ребенка в гонку за.

Развитие мелкой моторики . Усыновление

По просьбе общественности:))) припомнила и выкладываю список пособий, которыми пользовалась в ходе ежедневных занятий с Юлишной. В двух словах анамнез: мелкая моторика в 4 года была развита крайне слабо, плюс отсутствие интереса что-либо занятное делать руками; графомоторика же вообще отсутствовала, плюс крошечные от природы пальчики. На сегодняшний день в результате обоюдного выноса мозга ежедневными упражнениями результат радует: учительница видит Юлишну отличницей:) Итак, список: 1) Массаж.

И грызение семечек — тоже развитие мелкой моторики



Вопрос к тем, кто занимается по методике. Другие дети

Вопрос к тем, кто занимается по методике Домана, как в институте Домана относятся к АЭПам? Надо ли их принимать или нет в рамках этого метода? И второй вопрос, есть ли там какие-то специальные упражнения для развития мелкой моторики рук?

Нужно ли учить ребенка правильно держать карандаш?.

«Самостоятельное прохождение стадий захвата карандаша – важный элемент развития в дошкольном возрасте. НЕ заставляйте дошкольника держать карандаш так, как держат дети школьного возраста – тремя пальцами. Это может принести больше вреда, чем пользы. Так ребенок скорее научится держать карандаш неудобным для себя образом, и потом будет очень сложно переучиться. Ребенок учится захватывать карандаш по мере того, как укрепляются мышцы плеча и руки и он учится их контролировать. Естественное.

Мой трехлетка держит ручку/карандаш неправильно, воспитатель в саду уже сделал замечание, что «надо учить правильно».

Воспитатель ребенка мне кажется весьма компетентным .

Но я лентяйка, буду ждать что «как нибудь само» или в младшей школе кто то за меня научит.

Речевое развитие . Усыновление

Разрешите поделиться и задать несколько вопросов. У меня несколько проблем сразу. Мальчику 2 года 2 месяца. С нами он уже около года. 1. Словарный запас — слов 30, Которые он употребляет реально в своей речи. За мной он многие слова повторяет, но в речи не использует. Точнее от слов говорит, максимум, первые два слога. Составляет короткие предложения «Мама ка» (мама кашляет). «ма те там ле» (мама на велосипеде едет в лес). На площадке гуляем с детишками, которые мельче моего. Они его.



Рахит у всех детей проходит почти бесследно, тем более, когда лечат. На мозги он не действует, а форма черепа может исправиться тоже. У кого-то следы остаются. У нас девочка-соседка была страшно кривоногая (Колесо, а не ноги), сейчас выпрямились, но искривление осталось.

На том, что зовет себя Вовой, постарайтесь его внимание на этом не фиксировать, не запрещайте, а называйте и обращайтесь к нему тем именем, которое вы ему дали. Постепенно привыкнет.

На счет мелкой моторики. Складывание кубиков еще ни о чем не говорит. Посмотрите, может ли он собирать мелкие предметы 2 или 3 пальчиками, при этом остальныепальца должны быть поджаты. играйте с ним в театр теней, учите показывать пальчиками ушки зайца, как ходят ножки и т.д., лепите, играйте крупой, пуговками. Удачи и не переживайте.

Когда надо идти к логопеду?.

В настоящее время мамы и папы задаются вопросом: требуется ли их ребенку консультация логопеда, но немногие знают – наиболее благоприятный период в плане развития речи у малыша – 2-3 года. Именно в это время необходимо проконсультироваться у детского логопеда – соответствует ли речь ребенка его возрасту. Вам следует обратиться к логопеду, если: — До 2х лет у ребенка не появилась речь (ребенок молчит) или словарь ребенка составляет не более 10 слов. Квалифицированный специалист — логопед.

Весёлые игры на развитие моторики для самых маленьких.

Одна из наших с дочкой любимых книжек «Ладошки/Ловкие пальчики» (автор Елена Кмит) Может кому еще пригодится. Дочь с удовольствием выполняет упражнения. И да, может кто еще что-нибудь подобное нам посоветует. Спасибо большое. Ловкие пальчики Ручки маленьких ребят Веселятся и шалят. Вот мы хлопаем в ладоши: «Ах, какой денек хороший!»(хлопает в ладоши) Посмотрите: можно ручкой Показать на небе тучку,(показывает указательным пальцем) Ну а если грянет гром- Ушки быстренько заткнем.(закрывает.



Источник: http://conf.7ya.ru/popular/uprazhneniya-dlya-razvitiya-melkoj-motoriki-u-vzroslyh/

Для чего развивают моторику пальцев и полезно ли это для взрослых?

Физиологи уже давно установили прямую связь между мелкой моторикой рук и интеллектуальным развитием человека.

Вот такой нехитрый и парадоксальный закон:

Всеми движениями в организме руководит именно мозг, а самые сложные двигательные процессы, связанные с корой головного мозга, запускаются, как ни странно, с помощью пальцев рук. Поэтому так важно развитие мелкой моторики у детей.

То есть, сенсомоторная зона занимает бОльшую часть мозга, и сигналы от наших движений идут в мозг, активизируя его работу. Это механизм актуален для любого возраста.

Любые занятия для рук от вязания до восточных единоборств способствуют развитию мозга. Особенно эффективно делать что-либо двумя руками одновременно — рисовать, например.

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/dlja-chego-razvivajut-motoriku-palcev-i-polezno-li-eto-dlja-vzroslyh.html

Совет 1: Как развить моторику рук

— нарушение передачи сигнала как следствие болезни Паркинсона, шейного остеохондроза или постинсультного состояния;

— нарушение приема и выполнения сигнала – причиной тому могут стать ДЦП, ангионевроз или травма верхних конечностей, недостаточное развитие моторики с детства.

  • как взрослому развить мелкую моторику пальцев

Совет 2: Как развивать мелкую моторику

  • как развивать моторику через массаж в 2018

Совет 3: Как восстановить руку после инсульта

  • восстановление руки после инсульта

Совет 4: Как развить моторику пальцев

Совет 5: Как развить мелкую моторику при помощи пальчиковых игр

Техника пальчиковых игр легка и доступна. Для того чтобы максимально заинтересовать малыша, читайте в процессе игры небольшие четверостишия: это разовьет слуховое восприятие малыша и поможет сконцентрировать внимание.

Для развития мелкой моторики желательно играть в игры ежедневно, только после этого будет положительный результат.

Игра «Пальчики». Необходимо загибать по очереди пальчики ребенку на каждую строку стихотворения.

  • Макару-большому дрова рубить,
  • Петьке-указке воду носить,
  • Ваньке-среднему печку топить,
  • Тимошке-сиротинушке кашу варить,
  • А крошке Кирюшке песенки петь.

    Игра «Пароходик». Помогите сложить ребенку ладони лодочкой — так, чтобы большие пальцы рук были приподняты вверх. И выполняйте игру со следующими словами: «Плывет пароход по речке, пыхтит словно печка».

    Игра «Пирожки». Изобразите процесс приготовления пирожков, ребенок должен копировать движения за вами под потешку: «У печи, печи, печи, испечем мы пироги».

    Игра «Мышка». Помогите ребенку сомкнуть средний и безымянный пальчики и придержать большим. Указательный и мизинец слегка согнуты и ими необходимо двигать. Во время игры приговаривайте двустишие: «Серая мышка в норке сидит и бумажкой в ней шуршит».

    Совет 6: Какие игрушки развивают у детей моторику рук

    Пальчиковые игры

    Специальные игры для развития мелкой моторики

    Совет 7: Как быстро и просто развить мелкую моторику

    Полезные игры

    Большинство малышей — большие любители всё хватать, пробовать на ощупь, мять или рвать. Многие родители пытаются избавить ребенка от этих привычек, а зря. Переведите стремление детей действовать руками во благо.

    В процессе действий пальцами начинается активная работа речевых центров головного мозга ребенка. Не ограничивайте малыша. Подготовьте предметы, которые не жалко, пусть ребенок с наслаждением их мнет и рвет. Чем мельче в итоге получаются кусочки, тем лучше.

    Играть можно с разными предметами. Прекрасно способствуют формированию мелкой моторики занятия с крупами, бусинами, монетами. Проводить подобные игры можно с детьми старше трех лет и только под присмотром взрослых. Для малышей производители уже придумали массу специальных мягких игрушек, которые наполнены внутри мелкими шариками.

    Рисование и лепка

    Детский пластилин — отличное средство для развития мелкой моторики. Отдавайте предпочтение массе для лепки, которая сделана из безопасных материалов, легко разминается и не засыхает. Предложите ребенку слепить любимую игрушку, животное, сказочного персонажа. Малыши могут просто разминать пластилин в руках, любые действия пальчиками с усилием помогают формировать речь.

    Рисование должно быть необычным. Попробуйте вместе нарисовать картину не обычной кистью, а пальцами. Этот способ под силу даже самым маленьким. Удивительно, но рисунки получаются ничуть не хуже. А пользы от подобного рисования намного больше.

    Игрушки со шнурками и пуговицами

    Приобретите готовые игрушки, оснащенные шнурками для вдевания и крупными пуговицами. Тренируясь застегивать, расстегивать, попадать пуговицей в петлю или шнурком в дырочку ребенок незаметно для себя тренирует ручные умения. В игровой форме малыш приобретает необходимые навыки, а мама — немного свободного времени.

    Природный материал

    Дети очень любят собирать шишки, каштаны, желуди. Отправляясь осенью на природу, не забудьте набрать много лесных даров. Дома обязательно просушите весь собранный материал, сложите в нарядную коробку и поставьте в детской. Вы укивитесь, но из простых вещей малыш может придумать множество разных поделок. Даже простое перекладывание лесных «сокровищ» с места на место имеет большое значение.

    Для развития мелкой моторики вовсе не обязательно покупать специальные пособия, которые стоят недешево. Подручные материалы, используемые правильно, дают такой же эффект. Включите фантазию, покажите малышу, как взаимодействовать с предметами вокруг. Ваше желание и его любознательность гарантируют успех будущего развития ребенка.

    Совет 8: Что такое моторика и для чего ее развивать у маленьких детей

    Определение моторики

    Итак, разберемся что же такое моторика.

    В большом психологическом словаре, составителями которого являются, В. Зинченко под моторикой понимается вся сфера двигательных функций. В свою очередь, С.Ю. Головин утверждает, что моторика – это двигательная активность человека. Ефремова рассматривает моторику, как комплекс различных движений, с которыми связаны с различными физиологическими и психологическими проявлениями. Итак, моторика – это движение. А без движения, как известно, не предоставляется возможным развиваться в полной мере и с различных сторон.

    Виды моторики

    Моторику разделяют на два вида: крупную и мелкую. Крупная моторика предоставляет детям способность выполнять различные действия руками, ногами, телом. Дает возможность сохранять равновесие, бегать, прыгать, ходить. На базе крупной моторики развивается и совершенствуется мелкая моторика. Она служит совершенствованию возможности осуществлять четкие и верные движения, которые помогают работать с маленькими предметами. Обычно такую моторику развивают позднее.

    Значение моторики

    Развитие моторики процесс долгий и нелегкий. Ее совершенствование помогает ребенку лучше знакомится и познавать мир. Для развития используют различные простые упражнения, которые не только развивают и улучшают детскую моторику, но и расслабляют многие мышцы организма. Разнообразные движения малыша в своем сочетании предопределяет правильное развитие мышления, речи, вычисления, чтения. При совершенствовании мелкой моторики улучшается логика, сообразительность. Развить мелкую моторику помогают игры, в которых принимают участие руки. Например, это могут быть конструкторы, пальчиковое рисование и др. Отсюда следует, что развитие моторики необходимо для гармоничного и верного развития ребенка. Родители должны уделять своим детям много внимания и заниматься с ними. Необходимо расширять их кругозор, показывать окружающий мир, развивать таланты и способности ребенка. Подводя итоги, хотелось бы отметить, что становление крупной и мелкой моторики очень важно для полноценного существования и изучения окружающего мира ребенка.

    Источник: http://www.kakprosto.ru/kakkak-razvit-motoriku-ruk

    Мелкая моторика. О важности развития

    Здравствуй, читатель s-mind.ru! Сегодня у нас несколько необычная статья, тема которой — мелкая моторика. Будет много восклицательных и вопросительных знаков – ругаться я буду. В основном на психологов, но и вам, наверное, тоже достанется. Ругать буду психологов за их отношение к рассматриваемому вопросу, а именно к развитию мелкой моторики. Родителям же достанется за использование принципа достаточности в воспитании своих детей.

    Мелкая моторика

    Мелкая моторика — это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

    Именно развитию мелкой моторики у детей психологи придают особую важность и при этом связывают развитие мелкой моторики именно с развитием речи. Дело в том, что в мозге зоны, отвечающие за проекцию кистей рук, расположены рядом с зоной, отвечающей за речевые навыки. Тут, как правило, имеют ввиду зону «Брока», ответственную за речь, а точнее, за артикуляцию. Это официальное мнение психологов. Этому большие психологи учат в институтах психологов маленьких, и об этом пишут во всех книгах для родителей, но у меня возникает ряд вопросов…

    Во первых, помимо зоны Брока также рядом расположена зона Вернике, которая отвечает за понимание речи. Но это не столь важно. Больше всего меня интересует, куда подевались остальные зоны в мозге психологов?! Такое ощущение, что для психологов на зоне Брока свет клином сошелся. Научить ребенка говорить можно вовремя, просто постоянно разговаривая с ним. Это тоже очень хорошо работает. Но я встречал в своей жизни отлично говорящих болтунов. Говорили очень хорошо и быстро, но по большому счету это была полная ахинея. Отличный пример: девочка – нянька из мультика «Супер семейка».

    Вернемся к нашим баранам… В мозге вокруг представительства кистей рук расположено гораздо больше зон, чем убеждают психологи. Зоны, отвечающие за внимание и концентрацию, за образное и пространственное мышление, память и т. д. Проще говоря, мелкая моторика рук тянет за собой весь интеллект! И как мне кажется, наличие у ребенка речевых навыков не может быть индикатором общей развитости.

    Далее… Зоны Брока и Вернике расположены в доминантном полушарии мозга. У правшей в левом, у левшей в правом. И опять вопрос. Почему психологи всегда говорят только о развитии доминантного полушария? Такое ощущение, что у нас растут однобокие дети. А как же второе полушарие, ответственное за творческое мышление и обработку новизны? Мы ведь вроде развиваем моторику обеих рук, а не одной. Поэтому развитие мелкой моторики также развивает творческие способности ребенка.

    Принцип отставания

    Еще один момент… Меня беспокоит очень своеобразный подход психологов к применению приемов развития мелкой моторики. Это же касается и родителей! В целом он выглядит так: у родителей рождается ребенок. Он растет в своей кроватке, играет с погремушками, смеётся. Веселый и здоровый карапуз. Но идет время, а ребенок не говорит. Проходит еще время, ему уже три годика, но говорит он очень плохо. И тут родители понимают: «О боже мой. Что-то пошло не так!». Ведут его к психологу, а психолог и говорит: «Ваш ребенок отстает в развитии (а то мы сами не догадались). Будем развивать» И начинает развивать его мелкую моторику, специально занимается с ним. Речь развили — и отлично. Наблюдаем дальше, а он карандаш держит, как лопату… «О боже мой. Срочно учим держать карандаш!» Дальше… «О боже мой. Он пуговицы не умеет застегивать!» Ну и т. д. Вопрос: А зачем психологи и родители ждут отклонений в развитии ребенка? Не проще было с самого рождения заниматься с ним?!

    Принцип достаточности

    А вот это уже попахивает заговором 🙂 Вообще не понятно, почему психологи и родители развивают в детях навыки до того уровня, когда они могут нормально существовать и взаимодействовать с окружающими, т. е. до среднестатистического. И на этом всё останавливается. Такое ощущение, что психологи не любят слишком умных. И кто вообще установил эти нормы? Какие вообще могут быть нормы в развитии интеллекта?! И совершенно не понятно, почему все вышеизложенное устраивает родителей? Неужели потому, что вам психологи так говорят? 🙂 Как мне кажется, каждый родитель хочет вырастить как минимум гения. Так почему никто не делает этого?!

    Предлагаю всем родителям в развитии своих детей использовать принцип недостаточности. Т. е. достигнутый результат хорош только на момент его достижения, а дальше он опять недостаточно хорош. Вы должны понимать, что фундамент для дальнейшего развития ребенка закладывается именно в раннем детстве. И насколько результативно будет пройден этот период, настолько успешной может быть остальная жизнь. Не факт, конечно, но шансы многократно возрастут. А поэтому не ждите! Начинайте заниматься с ребенком с первых месяцев жизни. И совет… Только постоянные систематические занятия дадут вам положительный ощутимый результат.

    Здесь я не буду описывать способы развития мелкой моторики у детей, т. к. в интернете и без меня информации по этому поводу хватает. Просто наберите в поисковике «Развитие мелкой моторики» и попадете туда, куда нужно. Да и сайт у меня не про детей, а про взрослых.

    Развитие мелкой моторики у взрослых

    И опять совершенно не понятная мне позиция психологов. Все, что касается развития мелкой моторики, все посвещено детям. Ну вырос ребенок — и что? Развитие встало колом. Мозг остался тот же, количество нейронов в нем — тоже, количество связей между нейронами ощутимо уменьшилось (такова специфика, объясню в другой раз), так почему не развивать дальше мелкую моторику? От развития мелкой моторики взрослые получат все те же плюсы, что и дети. Речевые навыки вряд ли ощутимо улучшатся, но мыслительные процессы — очень даже. Это обязательно нужно делать!

    Есть небольшая загвоздка в способах развития. Ведь мелкая моторика взрослых уже в достаточной степени развита. Мы уже обладаем всеми основными навыками. Значит, нужно что-то еще.

    Для развития мелкой моторики взрослых отлично подойдет обучение игре на каком-нибудь музыкальном инструменте. Я бы выбрал что-нибудь популярное. Например, гитару. В общем я её и выбрал 🙂 Помимо прикладного назначения (развития мелкой моторики) на гитаре всегда можно сыграть жене. Или не жене 🙂 Да и кроме мелкой моторики, обучение игре на музыкальном инструменте очень сильно прокачает ваш мозг. Целая новая система образуется в вашем мозгу, а это очень ценный бонус.

    Если вы уже играете на каком-то музыкальном инструменте, то учитесь играть на другом. Со струн переходите на клавиши или духовые инструменты. Но можно попробовать и что-то другое. Например, можно освоить десятипальцевый метод печати. Из жизненных наблюдений могу сказать, что все те, кто обладает десятипальцевым методом печати, обладают очень высокой скоростью мышления и выдающейся сообразительностью. Однажды размышляя над этой взаимосвязью, я подумал, что это может быть совпадением, и провел небольшой и ненавязчивый опрос среди друзей и родственников. И эта взаимосвязь подтвердилась.

    Для обучения игре на музыкальных инструментах есть множество различных самоучителей. Стоит поискать в интернете. А для обучения десятипальцевому методу печати лично я использую онлайновый клавиатурный тренажер «Клавогонки». Очень оригинальная идея для клавиатурного тренажера. Регистрируйтесь на сайте, внимательно все прочитайте и преступайте к тренировкам. И помните, что только регулярные систематические занятия дадут ощутимый, устойчивый результат.

    Амбидекстрия

    Это врожденная или выработанная способность владения не ведущей рукой так же, как ведущей. Суть в следующем. Легкость владения вашей ведущей рукой примерно отражает развитость вашей психики и когнитивных навыков. Проделайте следующее упражнение: запишите вашей ведущей рукой любое предложение. Оцените, насколько это было легко. Далее то же предложение запишите не ведущей рукой и оцените, насколько это было трудно. Разница в легкости написания ведущей и не ведущей рукой примерно равна спящему внутри вас потенциалу. Наверняка после этого несложного упражнения многие поразятся этой огромной разнице.

    Еще одно преимущество амбидекстрии. Для решения проблем некоторых эпилептиков нейрохирургам приходится идти на контрмеры — эпилептикам рассекают мозг. Отделяют полушария друг от друга. Далее за больными еще некоторое время наблюдают, и эти наблюдения привели к следующему открытию. Активность доминантного полушария возрастает в то время, как не доминантное полушарие практически прекращает свою активность. Каков тут вывод? Плохо развитое не доминантное полушарие, из-за своей неразвитости, притормаживает доминантное полушарие мозга, не давая раскрыть ему весь свой потенциал. Проверить это очень легко.

    Проделайте упражнение, которое я описал выше, но после того, как вы запишете предложение не ведущей рукой, то же самое предложение запишите опять ведущей рукой и оцените, насколько быстрее, легче и ровнее стал ваш прежний почерк. Это происходит буквально мгновенно. Эффект будет сильнее, если не ведущей рукой писать дольше. Развитие не ведущей руки — это очень важный момент в развитии своих способностей. Так что тренируйтесь.

    К слову сказать, всемирно известный гений Леонардо Да Винчи развил свое владение не ведущей рукой до совершенства, чего и вам желаю 🙂

    Источник: http://s-mind.ru/melkaya-motorika/

    Взрослым и Детям

    Развитие мелкой моторики у взрослых

    Мы – взрослые – очень часто читаем про необходимость развития мелкой моторики рук и ног у детей. (Подробнее « Значение упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук и ног ») Стараемся правильно развивать своих детей, забывая при этом про самих себя. Вспоминаем о том, что у взрослых людей тоже есть мелкие мышцы рук и ног только тогда, когда об этом не вспомнить уже нельзя. Чаще всего это происходит после перенесения серьезных заболеваний, например инсульта с парализацией, или травм, например, перелома.

    Все мышцы человеческого организма, независимо от их функционального значения, названия и места положения в человеческом организме требуют постоянной тренировки. (Подробнее читай в « Значение движения для человеческого организма ») То, что не тренируется, то атрофируется, а, значит, теряет свое функциональное значение и влечет за собой последствия, мешающие нам жить: ослабление силы процессов в головном мозге человека, потерю, так называемого, мышечного корсета, плохую подвижность суставов и так далее.

    Развитие мелкой, как и крупной, моторики является необходимым условием для жизнедеятельности человека. (Подробнее в статье « Что такое мелкая и крупная моторика? »)

    Тренировка мелкой моторики рук и ног взрослому человеку так же необходима, как и растущему организму ребенка. Как же развивать ее? Да точно так же, как и у ребенка, особенно, если вы уже заметили малоподвижность пальцев рук. Обязательно займитесь массажем (Смотри «Божественный массаж рук», « Массаж стоп » и « Веселый массаж »), различными упражнениями с предметами и без, а так же с использованием массажеров и эспандеров. Заняться собой взрослому проще в том плане, что, осознав цель, взрослый может к ней самостоятельно двигаться. С ребенком здесь сложнее, потому что его нужно еще подвигнуть на выполнение того или иного упражнения. Для этого и существуют игровые упражнения для детей в стихах и под музыку. (Смотри « Упражнения для развития мелкой и крупной моторики рук и ног ») Взрослый вполне может использовать те же самые детские упражнения для развития своих рук и ног. Они интересны. Их можно найти в разных местах: на разных сайтах, в разных книгах и журналах, сгруппировать и выстроить в единую систему по сложности именно для вас и выполнять.

    Вас могут заинтересовать другие статьи:

    Источник: http://forarchipeople.ru/?p=2407